shed-ed.ru взял интервью у Павла Герасимова – сооснователя проекта Le Talo, занимающегося онлайн-диагностикой мультикоптеров.
– Здравствуйте, Павел! Расскажите подробнее о вашем сервисе.
– Добрый день! Мы делаем сервис онлайн диагностики дронов, позволяющий выявить проблемы с коптером, получить прогноз на будущие неисправности и рекомендации по их устранению и предотвращению.
Покупая коптер, пилот покупает кучу проблем. Висит коптер, никого не трогает, раз – и полетел на 15 метров в сторону сам по себе, врезался в здание. Или завис над речкой, чтобы сделать красивый кадр (например, как в известном ролике Цвира Спаньера), и вдруг внезапно отключается батарейка, коптер падает.
Всегда есть риск повредить чью-то машину, упасть на толпу, врезаться в жениха на свадьбе. Ни предусмотрительность, ни страховка не помогут при технических неполадках. Мы убеждены, что никто не должен становиться заложником таких ситуаций и применяем свой опыт и технологии для защиты наших пользователей. Сейчас мы проанализировали уже 5,5 тысяч уникальных полетов из России, Казахстана, Украины, Таиланда и США, наработали большую базу типичных проблем и ежедневно добавляем в наш сервис новые рекомендации по их устранению.
– Когда и почему вы решили заняться дронами?
У нас есть определенный опыт в проектах, связанных с беспилотниками – начиная от железа, заканчивая бортовым софтом для удаленного управления и точной посадки с помощью систем компьютерного зрения. Проект Le Talo в текущем виде зародился в феврале этого года. В нем мы обобщили свой опыт и представили его в виде аналитического сервиса, чтобы помочь пилотам.
Как и наши пользователи, мы тоже занимаемся аэросъемкой – у нас есть свой проект, существующий около 2 лет. Многие проблемы наших пользователей мы почувствовали на себе – бывало, что батарея быстро разряжалась или что коптер начинало уносить в сторону. Особенно понравился «модный» в последнее время глюк на фантоме – вылетает ошибка компаса, когда дрон повернут в определенную сторону. У нас, например, она вылетала при повороте на Запад. Компас пришлось заменить – кстати, мы обращались с этой проблемой в DJI, они подтвердили, что проблема в железе.
– С какими проблемами вы столкнулись при создании Le Talo?
Одной из главных проблем было понять, что же конкретно хотят видеть пользователи. Мы много общались и с различными профессиональными студиями, и с пилотами-любителями. Наиболее частые проблемы – это потеря связи, ошибки компаса и различные проблемы с прошивкой. Причины могут быть совершенно различные, потому в каждом случае мы анализируем больше 300 параметров и даем персональные рекомендации. Система рекомендаций постоянно дополняется и адаптируется, основная наша задача – улучшить ее и сделать действительно полезной каждому пилоту.
Большой проблемой стало изменение формата полетных логов DJI GO в августе. Постепенно мы начали терять пользователей, потому что не могли предложить им аналитику свежих полетов. Нельзя не сказать, что есть другие проекты, занимающиеся отображением информации из полетных логов в том или ином виде. Многие из них «сдались» и бросили попытки распарсить новый формат. Очень интересно было получить рассылку от конкурентов, в которой они признали, что не смогут поддерживать новый формат в ближайшее время. Нам же в итоге удалось это сделать – по нашим данным, сейчас в мире только 3 проекта кроме нас поддерживают новый формат. Самое главное, что теперь все наши пользователи могут снова увидеть все свои полеты и получить по ним аналитику и рекомендации.
– Как вы оцениваете состояние отрасли беспилотников в России на данный момент?
Отрасль развивается. Про рост рынка и изменения в законодательстве говорят везде – для нас же важно, что появляются партнерские отношения между участниками отрасли. Начинают проводиться мероприятия, формируются сообщества. Появляется возможность для взаимовыгодных вариантов сотрудничества. К сожалению, рынок пока небольшой – мы даем оценку в 2% от мирового. На мой взгляд это одна из основных проблем.
– Опишите вашего целевого клиента.
Когда мы начинали, думали что нашим клиентом будут являться молодые парни, которые «в тренде», которым интересны дроны и которые занимаются коммерческими съемками. Но сейчас можно сказать что средний возраст наших пользователей – около 35-40 лет. В отдельных случаях обращаются и представители более старших поколений. Поэтому наша задача – сделать сервис удобным и полезным для всех.
Большая часть наших клиентов из Москвы и Санкт-Петербурга. Больше половины пилотов летают по будням, в рабочее время, в разных местах региона – для них это явно основной вид деятельности и они снимают на заказ. У них несколько батареек (как правило, 1 или 2 запасных). Почти 70% летает с помощью устройств на Android, остальные на iOS. И, как правило, они приходят к нам, когда уже возникли проблемы с дроном – наиболее частый запрос это «коптер теряет связь с пультом».
– Каковы ваши дальнейшие планы по развитию бизнеса?
В обязательном порядке мы расширим партнерскую сеть, чтобы дать больше преимуществ нашим пользователям. Сейчас мы сотрудничаем с несколькими магазинами дронов, производителями аксессуаров и сервисными центрами.
Мы видим, у кого возникли проблемы с батарейкой – этим пользователям мы показываем предложение купить новую со скидкой у нашего партнера. Если есть какие-то проблемы с железом, мы предлагаем воспользоваться скидкой на услуги сервисного центра.
Безусловно, мы будем работать над самим сервисом – учтем последние отзывы, добавим поддержку других популярных форматов полетных логов, доработаем систему аналитики.
Как я уже говорил, в России очень маленький рынок, поэтому весной 2017 мы хотим начать выход на мировой рынок и сейчас ведем активную подготовку. Потому основная наша цель сейчас – сделать продукт, который действительно помогал бы людям с их дроном.
– Спасибо за интересные ответы. Удачи вам и вашему бизнесу!
– Спасибо вам. В завершение хочу порадовать ваших читателей подарком от Le Talo: первые 500 человек смогут бесплатно получить 1 месяц стандартной подписки для проверки своего коптера по промо-коду DRONEFLYERS. Для активации промо-кода необходимо зарегистрироваться на start.le-talo.ru либо применить его в личном кабинете на нашем сайте.
Также ждем всех в нашем канале в Telegram , где проблемы с дронами обсуждаются в режиме реального времени.
Ваш комментарий будет первым