За последний год в мире резко возросло количество различных инцидентов с участием дронов, многие из них получили широкую огласку в СМИ. Так, в апреле в Саудовской Аравии прошли слухи о мятеже после того, как полиция сбила игрушечный квадрокоптер над королевским дворцом. В августе произошло покушение с использованием дронов на президента Венесуэлы. В конце декабря десять тысяч полётов и 140 тысяч пассажиров были задержаны в аэропорту Гатвика из-за проникновения на его территорию неизвестного беспилотника, что привело к убыткам авиакомпаний в размере 90 миллионов долларов. Кроме того мы становились свидетелями ещё десятков случаев “атак” дронов на аэропорты.
Хоть такие инциденты и выставляют дроны в глазах общества в плохом ключе, они свидетельствуют об их всё большей популярности. Они даже более показательны, чем случаи, когда власть пытается наложить ограничение на применения дронов, к примеру, во время важных спортивных матчей в США, Европе и России. В штатах, к примеру, после запрета на полёты беспилотников во время матча за Суперкубок был отмечен значительный рост их количества в небе.
Все эти инциденты подчёркивают вывод, что процесс внедрения правил воздушного движения для дронов всё больше движется от теории к практике. Как Google преобразовал царивший в раннем Интернете хаос в нечто понятное и простое для навигации, так же и нам придётся организовать воздушное пространство с учётом растущей роли дронов в жизни общества.
Большинство из приведённых выше примеров – проблемы “плохих дронов”, но понимание использования воздушного пространства беспилотниками также важно и для решения проблем “хороших дронов”. В то время как дроны всё чаще привлекают внимание в качестве некой угрозы обществу, вскоре они займут центральное место в более позитивном контексте, от сельского хозяйства и прогнозов погоды до доставок и градостроительного проектирования. Вскоре мы должны преодолеть важный рубеж: в начале 2018 года Федеральное управление гражданской авиации США рапортовало о достижении отметки в 1 миллион зарегистрированных дронов. На тот момент большинство аппаратов было любительскими, однако управление прогнозирует, что к 2022 году количество коммерческих беспилотников вырастет как минимум в четыре раза. Вскоре станет жизненно необходимо согласовать между собой возникающие беспилотные системы и сервисы, чтобы “хорошие дроны” не мешали друг другу.
Нам нужно организовать беспилотное движение в небе.
Для сравнения, сегодня в США расположено около 500 диспетчерских вышек, ежедневно координирующих 43 тысячи пилотируемых полётов с одновременным нахождением в небе до 5 тысяч самолётов. Двадцать тысяч диспетчеров и специалистов по воздушным транспортным системам тратят сотни тысяч рабочих часов, не давая этим пяти тысячам самолётов столкнуться друг с другом. Теперь представьте себе объём усилий и ресурсов, необходимых для управления потоками сотен тысяч и миллионов воздушных дронов. Это действительно серьёзная проблема.
В последние годы появилось бесчисленное множество компаний, пытающихся организовать эту экосистему. Многие инвесторы вложились в самые разнообразные решения по контролю за беспилотным воздушным трафиком; среди них особенно выделились Echodyne, Iris Automation, Kittihawk, AirMap и Unifly. Возникли и решения для борьбы с “плохими дронами”: начиная с лазеров и базук и заканчивая гигантскими летающими сетями.
Наиболее правильный подход, тем не менее, это унифицированный, подходящий одновременно и для “хороших”, и для “плохих” дронов: отслеживающий на карте первых и защищающий от вторых. В этом случае первым шагом к организации является знание, что происходит в небе. На практике это означает, что нам нужно начать с надёжного информационного слоя: обычно он базируется на системе радиолокационного обнаружения. Этот базовый слой позволяет системе определять, какие аппараты и находятся в воздухе и где именно.
С наличием этих данных становится возможным понимание природы этих аппаратов: в частности, являются ли они “хорошими” или “плохими”. И это понимание делает возможным финальный шаг: принятие мер. Для “хороших” дронов это означает прокладывание маршрута к точке назначения и обеспечение беспрепятственного полёта (недопущение столкновения с другими беспилотниками). Для “плохих” аппаратов принятие мер означает мобилизацию одного из существующих антидроновых решений, будь то лазеры, радиоэлектронные комплексы или специально обученные орлы, для нейтрализации потенциальной угрозы.
Наиболее важную роль во внедрении такого комплексного подхода будет играть информационный слой. Масштабное применение дронов – всё ещё дело будущего, но нам уже стоит начать создавать инфраструктурный фреймворк, чтобы быть готовым к этому будущему. Начав сбор данных уже сейчас, мы готовим фундамент для беспилотных систем будущего. Это также запустит процесс разработки новых решений, что ещё сильнее ускорит развитие отрасли.
В конце концов, существует столько же – если не больше – причин с нетерпением ждать решения проблемы заполненного дронами воздушного пространства, сколько есть причин волноваться по поводу неправильного применения беспилотников. Создание рельсов для рынка, который эксперты оценивают в сотни миллиардов долларов – это потрясающая возможность. Чем раньше мы это сделаем, тем лучше будет для всех.
Ваш комментарий будет первым